Роскомнадзор. Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 68415    

6 августа День железнодорожных войск

Ежегодно в нашей стране 6 августа отмечают День железнодорожных войск. Праздник установлен на основании указа Президента России от 19 августа 1996 года, но ведёт свое начало ещё с середины XIX столетия.

1851 г. – 1918 г.

Железные дороги начали появляться в Российской империи на рубеже 1840-х – 1850-х годов. Император Николай I железнодорожным коммуникациям отводил почти главную стратегическую роль в обороноспособности страны. 6 августа 1851 года императором было учреждено «Положения о составе управления Санкт-Петербурго-Московской железной дороги». "Это стало точкой отсчёта истории  специальных железнодорожных войск, в состав которых тогда входили 14 отдельных военно-рабочих, кондукторских и телеграфных рот, общей численностью почти в 5 тысяч человек", - отмечает историк, специалист Музея Победы Александр Михайлов. 

Главными задачами войск являлись поддержание в рабочем состоянии железнодорожного полотна, охрана переездов и стратегически важных объектов, охрана платформ и мостов. Начиная с 1870-х годов, когда Российская империя активно участвовала в войнах и локальных конфликтах, в них непременно принимали участие и воины-железнодорожники. Они вплоть до начала русско-японской войны 1904—1905 годов являлись составной частью инженерных войск и находились в подчинении Главного инженерного управления Военного министерства Российской империи. 

"В 1905 году железнодорожные войска были выделены из состава инженерных войск и выведены из подчинения Главного инженерного управления с подчинением Управлению военных сообщений (ВОСО) при Главном штабе Русской императорской армии. Железнодорожники также принимали участие и в Первой мировой войне. После политического кризиса в стране железнодорожные войска 27 января 1918 года прекратили своё существование", - рассказывает специалист Музея Победы. 

1918 г. – 1941 г.

На место ликвидированного Управления военных сообщений пришёл Наркомат путей и сообщений, ставший впоследствии НКПС СССР.

Одной из самых главных задач в 20-е– 30-е года прошлого столетия было восстановление сообщения между городами. После прошедшей Первой мировой и гражданской войн было уничтожено или повреждено свыше 60% всей железнодорожной сети страны, почти 80% локомотивного и почти 90% вагонного парков. Довоенного уровня удалось достичь только к началу 1929 года. К 1941 году железнодорожная сеть СССР простиралась на 107 тыс. км, а объёмы грузовых перевозок более 590 млн тонн в год.

1941 г. – 1945 г.

С первого дня Великой Отечественной войны железнодорожные войска были на переднем крае. В процессе боевых действий железнодорожники осуществляли грузовые перевозки материального обеспечения войск и личного состава Красной Армии, эвакуировали промышленные предприятия в тыл страны, вывозили культурные ценности и граждан. 

Кроме того, для проведения всех фронтовых операций использовался железнодорожный транспорт. Гражданские специалисты и военнослужащие-железнодорожники день за днём самоотверженно трудились на благо тыла и фронта для скорейшего достижения победы.

Временный железнодорожный мост (восстановленный)

За годы Великой Отечественной было перевезено более 20 млн тонн грузов, или 444 213 поездов. Состав из этих вагонов опоясал бы земной шар по экватору свыше шести раз. За годы войны свыше 140 работникам железнодорожного транспорта и военнослужащим были присвоены высокие звания Героев Социалистического Труда и Героев Советского Союза. В послевоенное время железнодорожниками были восстановлены и заново отстроены свыше 120 тыс. км железнодорожных путей.

Артефакты Музея Победы

На открытой площадке Музея Победы представлены уникальные экспонаты. Это товарный паровоз типа 0-5-0 серии «ЭУ», санитарный и грузовые крытые двухосные вагоны, грузовая открытая платформа и др. 

Один из самых удивительных экспонатов - советская сверхтяжелая железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12. Ее еще нередко называют сухопутным линкором и Царь-пушкой № 2. А военнослужащие уважительно и ласково расшифровывали аббревиатуру «ТМ» как «Татьяна Михайловна». Размеры этой установки впечатляют - 40 метров длиной, калибр орудия – 305 мм, длина ствола – 15 метров, масса в боевом положении – 340 тонн. Несмотря на свои размеры ТМ-3-12 могла легко передвигаться на паровозной тяге по большей части железных дорог СССР. Активная разработка в СССР подобных железнодорожных артиллерийских систем велась в 1920–1930-х годах. Всего было изготовлено три установки ТМ-3-12. Кстати, их оснастили поднятыми со дна Черного моря механизмами с башен линкора «Императрица Мария», затонувшего в 1916 году в Севастополе в результате взрыва. Сами орудия, изготовленные для строящихся линкоров серии «Измаил», были взяты со складов, где они оставались еще с дореволюционных времен.

Установки участвовали в советско-финляндской войне 1939–1940 годов и в обороне острова Ханко во время Великой Отечественной войны. После войны они были переданы на хранения в форт Красная горка в Ленинградской области. В 2001 году Морской железнодорожный артиллерийский транспортер ТМ-3-12 стал жемчужиной в коллекции Музея Победы. А 16 марта 2017 года недалеко от Музея Победы на Поклонной горе распахнула свои двери для пассажиров станция «Минская» Калининско-Солнцевской линии Московского метрополитена. В ее оформлении дизайнеры использовали фрагменты именно этого уникального экспоната.

Приглашаем жителей в Музей Победы полюбоваться на уникальные экспонаты!

Фото предоставлены  пресс-службой ФГБУК «Музей Победы»

Источник: пресс-служба ФГБУК «Музей Победы»

Музей Победы06.08.2020





Новости

На ВДНХ отметят весенний праздник Чуньфэнь

Сбер помогает москвичам защититься от телефонного мошенничества

23 февраля - День защитника Отечества. Полевая кухня и рыцарский турнир ждут посетителей парка развлечений «Сказка»

Более 60 молодых ИТ-специалистов пройдут стажировку в Правительстве Москвы

«Это время героев. Это наше время». Кино о героях нашего времени «Таврида.АРТ» и RT показали на ВДНХ

ВДНХ приглашает гостей провести время на катке во время ночных катаний

Оплатить свой проезд на пригородные поезда стало еще проще – буквально в несколько кликов

Традиционная акция «В зоопарке ждут подарки» пройдёт с 19 по 21 января

На Дворцовом пруду в парке «Останкино» пройдут Крещенские купания

Правительство Москвы приняло решение о реорганизации трех неэффективно используемых территорий в центре столицы

Все новости

Афиша

В музее Николая Островского откроется выставка «Грезы о Кубе»

С 11 августа по 4 сентября 2022 года

Волшебное место - парк «Сказка»

Заряжайтесь новыми впечатлениями и солнечными улыбками на летних каникулах

Выставка «Обыкновенный NATOцизм» откроется в Музее Победы

С 22 июня до 31 июля 2022 года

Новая мультимедийная выставка о Петре Первом

К празднованию 350-летия со дня рождения первого российского императора

В Музее Победы открывается выставка «Как пуховый платок оборону крепил»

Выставка будет работать до 30 июня 2022 года

Выставка «Небо Родины» открылась в Музее Победы

Выставка будет работать до 24 апреля

Все события

Метки

Яндекс.Метрика