Роскомнадзор. Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 68415    

Московскому метро исполняется 85 лет

Тогда и сейчас станция Маяковская в качестве бомбоубежища

Московскому метро 15 мая исполняется 85 лет. Его строительство и проектирование пытались начать ещё в царской России, однако Первая мировая война, политический и социально-экономические кризисы Гражданской войны не позволили приступить к его созданию раньше.

Предвоенное время

В самом начале работы метро пассажиры пользовались единственной «Сокольнической» веткой с 13 станциями - от «Сокольники» до «Парка культуры».

Первые пассажиры метрополитена в Москве

У ветки также имелось небольшое ответвление до станции «Смоленская», чуть позже она войдёт в состав «Филёвской» ветки.

Довоенная станция Маяковская

Работники метрополитена во время перерыва

Военная пора

На момент начала войны метрополитен имел 21 станцию, три линии метрополитена и два депо. С 22 июня метрополитен стал работать с 7 часов утра до 18 часов вечера. С началом войны почти 30% сотрудников московского метрополитена добровольцами ушли на фронт. "Метро активно использовали как бомбоубежище во время немецких авиационных налётов, которые начались через месяц после начала боевых действий. Когда объявлялась воздушная тревога, а это случалось обычно ближе к вечеру, в метро спускалось около полумиллиона жителей города", - рассказывает историк, сотрудник Музея Победы Александр Михайлов. 

Библиотека на станции Курская

После начала бомбардировок прекращалось курсирование поездов, на платформах станций и в вагонах размещались жители - как правило, это были женщины с детьми и пожилые люди. На станциях организовывались ночлежки и детские сады («Маяковская»), библиотеки («Курская»). Во время бомбёжек в годы войны в метро родились 217 детей. Кроме того, в подземке под важными правительственными и военными учреждениями организовывались запасные командные пункты,  узлы связи с фронтом и госучреждениями (например, на станции «Красные ворота» размещались военные учреждения, проводилось планирование военных операций). 

На станциях метро также проходили важные правительственные заседания. Так, на станции «Маяковская» 7 ноября 1941 года состоялось празднование XXIV годовщины Октябрьской революции.

Новые станции во время войны

Несмотря на все трудности военного времени, московский метрополитен продолжал, насколько это было возможно, строить новые станции подземки. В начале 1943 года были открыты для движения три станции: «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Автозаводская» (тогда — «Завод имени Сталина»). Почти через год, 18 января 1944, ввели в эксплуатацию ещё четыре станции: «Бауманскую», «Электрозаводскую», «Семёновскую» (тогда — «Сталинская») и «Партизанская» (до 1947 года — «Парк культуры имени Сталина», а после - до 1963 года «Измайловская»). Также проектировалось строительство кольцевой линии метро, первые станции которой открылись в 1950 году.

«Всё для фронта, всё для победы!»

"В годы войны помимо ремонта подвижного состава в цехах "Депо «Сокол»" производили мины для 50-мм и 82-мм миномётов, гранаты РГД-33 и Ф-1, ремонтировались лёгкие и средние танки", - рассказал сотрудник Музея Победы. Ежемесячно работники метрополитена сдавали денежные средства в Фонд обороны. На собранные от этих средств деньги на Оренбургском Чкаловском паровозоремонтном заводе был построен бронепоезд типа БП-43 под номером № 746 и получил название «Московский метрополитен».

Бронепоезд Московский метрополитен

Бронепоезд был принят на вооружение и передан в войска в марте 1943 года в состав 60-го отдельного дивизиона бронепоездов.

Метрополитен в XXI веке

Сегодня московский метрополитен, даже в нынешнее непростое время, ежедневно перевозит жителей Москвы и ближайшего Подмосковья между 233 действующими станциями по 14 линиям.

Станция метро Минская

В оформлении одной из станций дизайнеры решили использовать фрагменты одного из самых интересных экспонатов Музея Победы, находящегося буквально в двух шагах от новой станции, – советскую сверхтяжелую железнодорожную артиллерийской установку ТМ-3-12. Этот экспонат с легендарной судьбой не зря величают «сухопутным линкором», «чудо-пушкой», «Царь-пушкой № 2». Размеры артустановки впечатляют любого посетителя музея. Ее общая длина составляет 40 метров, калибр орудия – 305 мм, длина ствола – 15 метров, масса в боевом положении – 340 тонн. 

Фото предоставлены  пресс-службой ФГБУК «Музей Победы»

Источник: пресс-служба ФГБУК «Музей Победы»

Музей Победы14.05.2020





Новости

На ВДНХ отметят весенний праздник Чуньфэнь

Сбер помогает москвичам защититься от телефонного мошенничества

23 февраля - День защитника Отечества. Полевая кухня и рыцарский турнир ждут посетителей парка развлечений «Сказка»

Более 60 молодых ИТ-специалистов пройдут стажировку в Правительстве Москвы

«Это время героев. Это наше время». Кино о героях нашего времени «Таврида.АРТ» и RT показали на ВДНХ

ВДНХ приглашает гостей провести время на катке во время ночных катаний

Оплатить свой проезд на пригородные поезда стало еще проще – буквально в несколько кликов

Традиционная акция «В зоопарке ждут подарки» пройдёт с 19 по 21 января

На Дворцовом пруду в парке «Останкино» пройдут Крещенские купания

Правительство Москвы приняло решение о реорганизации трех неэффективно используемых территорий в центре столицы

Все новости

Афиша

В музее Николая Островского откроется выставка «Грезы о Кубе»

С 11 августа по 4 сентября 2022 года

Волшебное место - парк «Сказка»

Заряжайтесь новыми впечатлениями и солнечными улыбками на летних каникулах

Выставка «Обыкновенный NATOцизм» откроется в Музее Победы

С 22 июня до 31 июля 2022 года

Новая мультимедийная выставка о Петре Первом

К празднованию 350-летия со дня рождения первого российского императора

В Музее Победы открывается выставка «Как пуховый платок оборону крепил»

Выставка будет работать до 30 июня 2022 года

Выставка «Небо Родины» открылась в Музее Победы

Выставка будет работать до 24 апреля

Все события

Метки

Яндекс.Метрика