Почему преподавание онлайн оказалось непростой задачей для преподавателей? Что поможет преподавателям не терять энергетику во время лекций в формате онлайн, когда они не видят аудитории?
16 июня в лекции «Преподаватель в эфире» в рамках проекта РАНХиГС «Академические беседы» Лариса Катышева, директор Центра современных коммуникаций ВШГУ РАНХиГС, радио и тележурналист поделилась практическими советами и опытом работы в эфире.
- Удерживайте аудиторию. Нет ничего более сложного, чем вещание в пустоту. Многие только сейчас в полной мере оценили важность обратной связь от слушателей, которую мы получаем в оффлайн формате. А что делать если аудиторию не видно? Можно, конечно, установить правило, что тот, кто не включает свою камеру, считается отсутствующим. Но ведь всегда можно сослаться на слабый интернет, который «с картинкой не тянет». Радио ведущие тоже не видят своей аудитории, но постоянно привлекают ее. Для этого, к примеру, задаются вопросы, быстрые ответы на которые помогут заработать приз. Пусть на занятии таким «призом» будет плюс один «балл», влияющий на оценку. А если вы не уверены в активности своей группы, обязательно задавайте вопросы адресно, называя студентов по имени. Твое имя в эфире – это тоже один из инструментов мобилизации внимания аудитории.
- Рассказывайте истории. В онлайне цикл внимания короче примерно в 2 раза. А значит постарайтесь говорить короче и интереснее. На радио всегда очень ценятся гости, которые умеют рассказывать истории. Чем же хорош сторителлинг? Человеческий мозг, по словам ученых, гораздо легче воспринимает информацию именно в формате линейного рассказа. Мы визуализируем происходящее в своем воображении, ассоциируем себя с героями, пытаясь понять, а как бы мы поступили на их месте и т.д. Впервые эту технику использовали еще Сократ и Эзоп. В наше время она широко используется в теле и радио эфирах, где бьются за рейтинг. Расскажите своим студентам историю, в которой будет вся необходимая для запоминания информация.
- Выставляйте камеру и свет. Любой телевизионщик скажет вам, что качественно выставленный свет – половина успеха. Посмотрите, на картинку, которую вы транслируете своим студентам. Может быть возможно ее улучшить? Поставить компьютер так, чтобы камера находилась на уровне глаз, повернуться к свету так, чтобы ваше лицо было хорошо освещено? Все это – та самая доступная вам в онлайне невербалика, которая в значительной мере формирует отношение как к вам, так и к тому, что вы говорите.
- Поддерживайте контакт глаз. Контакт глаз – мощнейший канал связи спикера с аудиторией. Как только он прерывается, вы перестаете на нее влиять, отказываетесь от контроля, показываете, что аудитории нет, что она не важна. А вот невнимания публика не прощает. И вы не объясните потом, что закатили глаза в потолок, вспоминая какую-то важную цифру. Когда вы не смотрите на аудиторию, вы разговариваете с самим собой. Как поддерживать ощущение контакта глаз в онлайне? Смотреть в объектив камеры. Представьте, что вы стоите перед глазком входной двери, за которой кто-то стоит. Смотрите в глазок и говорите с такой энергетикой, чтобы вам «открыли». Смотреть на монитор тоже нужно, но помните, люди не за этими картиночками, они смотрят на вас через «глазок».
- В онлайне нужно играть по законам онлайна. Просто лекция, монотонно прочитанная по интернету – плохое решение. Пользуйтесь мультимедийными инструментами, показывайте ролики и проводите онлайн опросы. Аудитория должна постоянно переключаться «с одной рубрики на другую», скажет вам любой телевизионный редактор.
Фото предоставлены отдел коммуникаций и маркетинга ВШГУ РАНХиГС
Источник: отдел коммуникаций и маркетинга ВШГУ РАНХиГС