Автомобилисты на Дороге жизни
29 мая в нашей стране отмечается День военного автомобилиста. Праздничная дата приурочена к созданию 1-й Учебной автомобильной роты в Санкт-Петербурге 29 мая 1910 года.
"Созданная в начале прошлого столетия Учебная автомобильная рота явилась прообразом всей будущей системы и организации автомобильных войск Вооруженных Сил Российской Федерации", - отмечает историк, сотрудник Музея Победы Александр Михайлов.
Американский грузовик GMC CCKW-53 брат близнец Studebaker US6
БМ-31Н на базе американского грузовика Studebaker US6
Военные автомобилисты, вместе с военнослужащими других родов войск внесли неоценимый вклад в Победу в годы Великой Отечественной войны.
ГАЗ ММ-В
ГАЗ-64
"За мужество и героизм, проявленные на фронте, десятки тысяч водителей стали кавалерами высоких государственных наград, а 11 из них - Героями Советского Союза", - рассказывает сотрудник Музея Победы.
По фронтовым дорогам
Совесткие солдаты у БМ-31Н
Одним из символов мужества и героизма военных водителей в годы войны стала военная автомобильная дорога А-101 и А-102 по льду Ладожского озера, более известная как «Дорога жизни». В течение трёх тяжёлых зим именно по ней на грузовиках в осаждённый Ленинград под обстрелами немецкой и финской артиллерии и под налётами авиации доставлялись все необходимые грузы: продукты, медикаменты, тёплые вещи, перевозились солдаты. Обратно, на «большую землю», - тяжело больные и раненые, женщины, пожилые люди и дети, эвакуировали культурные и исторические ценности. Военная дорога действовала8 с конца ноября и до начала таяния льда озера в конце марта или в начале апреля. До самого последнего момента, пока была возможность, водители передвигались по ней, рискуя жизнью, чтобы доставить необходимые городу припасы или вывести измождённых жителей.
Топливозаправщик в перерывах между боёв
Макет ЭТ-1-627 конструкции А.П. Казанцева
Всего благодаря военным автомобилистам за все время действия «Дороги жизни» с 25 ноября 1941 по 27 января 1944 года по ней было перевезено в обе стороны в общей сложности почти 2,4 млн тонн грузов. Только до момента прорыва блокады 18 января 1943 года из города было эвакуировано на автотранспорте в глубь страны более 1,4 млн человек.
Фрагменты экспозиции Моторы войны Музея Победы
Военные автомобилисты занимались снабжением и перевозкой грузов не только на советско-германском фронте. Большую роль они сыграли и на Дальнем Востоке, где Красная Армия начала войну против Японии в ночь с 8 на 9 августа 1945 года. Шофёрам грузовиков и тягачей пришлось столкнуться с изнурительной жарой, песками пустыни, крутыми перевалами горного хребта Большого Хингана и труднодоступными районами Манчжурии.
Фото предоставлены пресс-службой ФГБУК «Музей Победы»
Источник: пресс-служба ФГБУК «Музей Победы»