И.Н. Кожедуб после боевого вылета
Лучший из лучших и третий трижды герой
8 июня исполняется 100 лет со дня рождения Ивана Кожедуба. "В годы Великой Отечественной войны он был самым результативным лётчиком-истребителем не только в ВВС Красной Армии, но и среди истребителей стран антигитлеровский коалиции", - рассказывает историк, сотрудник Музея Победы Александр Михайлов.
Иван Никитович родился в 1920 году в небольшом украинском селе Ображиевка Черниговской губернии.
Путь в небо
Учась в средней школе города Шостка, Иван Никитович работал в школьной библиотеке и одновременно с литературой очень сильно увлёкся авиацией. В 1936 году он поступил в Шосткинский аэроклуб Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМа), где обучали азам авиационной премудрости. "У Кожедуба появилась возможность заниматься планеризмом и летать на биплане У-2, «учебной парте» и первом самолёте, в карьере каждого лётчика 30-х – 40-х годов прошлого века", - отмечает Александр Михайлов. В начале 1940 года Иван с отличием закончил аэроклуб и был призван в ряды ВВС Красной Армии на срочную службу. Его отправили в одно из крупнейших военных авиационных училищ страны – Чугуевское, расположенное недалеко от Харькова. Будущий ас окончил её с отличием и остался там в качестве преподавателя-инструктора.
Иван Никитович после войны вместе со служивцами
Великая Отечественная война
Начавшаяся Великая Отечественная война застала Ивана Никитовича в школе. Старшего инструктора Ивана Никитовича в связи с продвижением войск противника и невозможностью проведения учебных полётов из-за бомбёжек и налётов вместе с курсантами и материальной частью авиашколы эвакуировали в Южный Казахстан, город Чимкент.
Там продолжалась его работа в качестве наставника для сотен новых лётчиков, которые после ускоренных курсов улетали на фронт. Но и сам Кожедуб рвался воевать. Больше года после эвакуации он «бомбардировал» своё начальство рапортами и прошениями, настаивая на отправке в действующую армию.
Осенью 1942 года просьба Ивана Никитовича была удовлетворена. Его зачислили лётчиком-истребителем 240-го истребительного авиаполка 302-й истребительной авиадивизии Воронежского фронта.
Боевой счёт
Свою первую воздушную победу младший лейтенант Кожедуб одержал в ходе боёв на Курской дуге 6 июля 1943 года. Выполняя боевое задание на истребителе Ла-5, ему удалось сбить немецкий пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju-87.
Иван Никитович воевал в авиационных подразделениях на Воронежском, Степном, 2-м Украинском, 1-м Белорусском и 3-м Прибалтийском фронтах. Кожедуб стал одним из первых советских лётчиков, кто, помимо выполнения заданий командования фронта, вылетал на «свободную охоту».
"К моменту окончания боевых действий Красной Армии в Европе, Иван Кожедуб, ставший уже гвардии майором и заместителем командира 176-го гвардейского истребительного полка, выполнил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев с противником, сбив при этом 64 самолета", - рассказывает сотрудник Музея Победы.
Маршал И.Н. Кожедуб у своего исребителя Ла-7 в Центральном музее Авиации в городе Монино
Трижды Герой Советского Союза
Свою первую медаль «Золотая Звезда» и звание Героя Советского Союза старший лейтенант Иван Никитович Кожедуб получил, будучи командиром эскадрильи 240-го истребительного авиаполка, 4 февраля 1944 года, выполнив в общей сложности на тот момент 146 боевых вылетов и одержав 20 воздушных побед. Вторую, такую же высокую награду он получил уже через полгода по указу Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года, совершив 256 боевых вылетов, сбив при этом 46 вражеских самолётов.
Третьей «Золотой Звездой» гвардии майор Иван Никитович Кожедуб был награждён уже после окончания Великой Отечественной войны, в августе 1945 года - за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу.
В истории Вооружённых Сил Советского Союза только трое были удостоены этого высокого звания трижды за подвиги в годы Великой Отечественной войны: маршал Георгий Жуков, полковник авиации Александр Покрышкина и Иван Кожедуб.
Артефакты Музея Победы
Перед входом в Зал Славы Музея Победы, где на 72 мраморных белоснежных пилонах увековечены имена 11 тысяч 802 человек - Героев Советского Союза и Российской Федерации (получивших это звание после 1991 года) установлены два бюста прославленных советских лётчиков – трижды Героев Советского Союза, маршалов авиации Александра Покрышкина и Ивана Кожедуба.
Вход в Зал Славы и бюсты А.И. Покрышкина и И.Н. Кожедуба
На открытой площадке Музея Победы в разделе, посвящённом авиации в годы войны, посетители могут увидеть одномоторный истребитель Ла-5. На подобном типе самолёте Иван Никитович начинал свой боевой путь.
Ла-5 1942 года в экспозиции Музея Победы
Фото предоставлены пресс-службой ФГБУК «Музей Победы»
Источник: пресс-служба ФГБУК «Музей Победы»