Семён Алексеевич Лавочкин
120 лет назад, 11 сентября 1900 года, родился один из самых известных советских авиаконструкторов времен Великой Отечественной Семён Алексеевич Лавочкин. Музей Победы приглашает москвичей и гостей столицы на открытую площадку, где можно увидеть самые известные самолеты, созданные прославленным конструктором. "Это истребитель «ЛаГГ-3» из состава 9-го истребительного авиаполка морской авиации Черноморского флота, на котором летал старший лейтенант Юрий Шипов в 1943 году.
Также на площадке экспонируется «Ла-5», из состава 4-го гвардейского истребительного авиационного полка морской авиации Балтийского флота, принадлежавший Герою Советского Союза Георгию Костылеву", - рассказывает историк, сотрудник Музея Победы Александр Михайлов.
После зимнего боевого вылета, рядом Ла-5
Скоростной истребитель «ЛаГГ-3» был сконструирован Лавочкиным совместно с Владимиром Горбуновым и Михаилом Гудковым. Производство самолета было освоено на авиационном заводе № 21 в Горьком (сегодня - Нижний Новгород) еще до войны. На «ЛаГГ» советские летчики дали отпор врагу в первые месяцы Великой Отечественной.
Однако «ЛаГГ-3» по некоторым лётно-техническим характеристикам уступал немецким самолётам, поэтому конструкторы постоянно модернизировали машину.
Самолёт ЛаГГ-3 из экспозиции Музея Победы
Летом 1942 года появился созданный на основе некоторых конструктивных элементов «ЛаГГ» новый истребитель – «Ла-5».
"Новый одноместный истребитель «Ла-5» представлял собой деревянный моноплан, с низко расположенным крылом, с закрытой кабиной пилота, звездообразным двигателем М-82 воздушного охлаждения", - отмечает сотрудник Музея Победы. Самолёт имел гидравлический привод для выпуска и уборки шасси.
Истребитель обладал довольно большим запасом прочности, что позволяло в опасной ситуации спасти жизнь лётчика и сам самолёт. Неоспоримым плюсом в условиях военного времени было и нетрудозатратное производство (кроме входивших в состав обработки дельты-древесины иностранных смол разных марок для упрочнения корпуса). Позже дельта-древесина была заменена сосной и березовым шпоном. Основным вооружением истребителей Лавочкина в годы войны являлись две синхронизированные 20-мм авиационные пушки ШВАК, которые располагались над двигателем.
В процессе серийного производства и эксплуатации Ла-5 менялась конструкция самолёта, в нее вносились коррективы и создавались модификации с форсированными двигателями, нагнетателями, повышенными лётно-техническими характеристиками. Так появились модификации истребителя Ла-5Ф, Ла-5ФН и новый самолёт Ла-7, воплотивший в себе все передовые на тот момент авиационные технологии.
Конвеерная сборка Ла-5ФН
Производство Ла-5 началось в августе 1942 года, следующая версия самолёта - Ла-5Ф (форсированный) - пошла в серию в декабре того же года, в марте 1943 года стартовало производства Ла-5ФН (форсированный с нагнетателем).
Каждое новое поколение истребителя имели и такие новшества, как бронеспинки, бронестёкла, новые средства связи и др. "При этом по тактико-техническим характеристикам истребитель Ла-5ФН обходил не только немецкие истребители, но и был лучшим среди других советских и иностранных самолётов, которые поставлялись в ВВС РККА по ленд-лизу", - подчеркивает историк Александр Михайлов.
Последним истребителем, спроектированным Лавочкиным в годы войны стал Ла-7. Он был запущен в производство в 1945 году. Наряду с английским истребителем «Спитфайр» Ла-7 является одним из лучших самолетов не только Великой Отечественной, но и Второй мировой войн.
«Лавочкины в бою»
Звено самолётов Ла-5 во время боевого вылета
Новые самолёты Лавочкина своё боевое крещение получили во время Сталинградской битвы осенью-зимой 1942-1943 годов. Новый истребитель пришёлся по душе нашим лётчикам больше, чем «ЛаГГ». По летно-техническим характеристикам «Ла-5» не уступал Мессершмитту Вf-109 и Фокке-Вульфу FW 190А. Кроме того, он обладал и рядом преимуществ перед ними. К примеру, превосходил их по манёвру на низких и средних высотах до 3,5 километров, где велись основные воздушные схватки между ВВС Красной Армии и люфтваффе вермахта.
Лётчики у Ла-5 перед боевым вылетом
Наибольшее распространение и боевое применение истребители Лавочкина получили во время Курской битвы. Ожесточенные бои в этом сражении разыгрывались не только на земле, но и в небе.
Советский лётчик-ас Иван Кожедуб у своего Ла-7 в ЦМ ВВС в Монино
"В годы войны на истребителях Лавочкина летали известнейшие советские лётчики-истребители, такие как Иван Кожедуб (62 победы), Алексей Алелюхин (57 побед), Кирилл Евстигнеев (56 побед), Амед-Хан Султан (49 побед), Николай Скоморохов (46 побед), Владимир Лавриненко (46 побед), Виталий Попков (42 победы) и многие другие", - рассказывает сотрудник Музея Победы.
Ла-5 из экспозиции Музея Победы
Фото предоставлены пресс-службой ФГБУК «Музей Победы»
Источник: пресс-служба ФГБУК «Музей Победы»