
Общероссийское общественное движение «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ»
Пресс-служба Московского отделения
В преддверии Всемирного дня борьбы против рака в московском отделении Общероссийского народного фронта обсудили итоги исследования организации онкологической помощи в столице, которое было проведено в рамках гранта ОНФ некоммерческой организацией по оказанию психологической помощи и социальному консультированию «Проект СО-Действие». В обсуждении приняли участие активисты, эксперты, пациенты и представители столичного Департамента здравоохранения.
Мониторинг проведен в рамках общественного контроля за качеством исполнения майского указа Президента № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения». Согласно указу, к 2018 году необходимо добиться снижения смертности от новообразований до 192 случаев на 100 тыс. населения. По последним данным статистики в 2015 году в Москве данный показатель составлял 211 случаев на 100 тыс. При этом, если в 2012 году от онкологии в столице скончалось 18 тыс. человек, то в 2015 году уже 26 тыс. чел., то есть почти 70 человек ежедневно.
Горячая линия «Проекта СО-Действие» в год принимает 10 тыс. звонков из Москвы по вопросам, связанным с онкологической помощью. В ходе мониторинга эксперты провели расширенный опрос среди 500 респондентов (больных онкологией и их родственников).
С проблемами лекарственного обеспечения сталкиваются 48% респондентов (отсутствуют лекарства в аптеке, больнице в том числе для проведения химиотерапии). Врач отказал в выписке рецепта, ссылаясь на отсутствие лекарства в аптеках 13% респондентов. Данные проведенного опроса указывают на то, что сегодня пациенты с онкологическими диагнозами не имеют возможности положиться на бюджетную, и на этапе получения медицинских услуг бесплатную, систему онкологической помощи. Лишь 8% опрошенных пациентов сказали, что не столкнулись с необходимостью оплачивать какой-либо из аспектов онкологического лечения. Остальные пациенты были вынуждены преодолевать препятствия на пути к лечению при помощи денег. Например, 44% оплачивали диагностические мероприятия, а 37% оплачивали лечение (операции или лучевая терапия).
Существуют проблемы и со сроками получения диагноза - 48% опрошенных получали диагноз больше месяца, а 12% диагноз был подтвержден лишь через полгода.
Респонденты также отметили длительность ожидания диагностических процедур – 60%; приема врача-онколога – 45%; операции или лучевой терапии – 24%. Низкое информирование о праве на бесплатное лекарственное обеспечение и положенных льготах отметили 66% опрошенных.
Экспертной группой, в которую вошли ученые-социологи, врачи-онкологи, юристы, онкопсихологи был сформулирован ряд предложений для московского здравоохранения по совершенствованию организации онкологической помощи.
Прежде всего, прекратить практику отказа в постановке на учет в онкодиспансере и обслуживания в медицинских организациях не по месту регистрации.
Также, необходимо проработать вопрос возможности возмещения расходов за вынужденную покупку пациентами лекарств, которые им положены бесплатно. Случаи, когда пациенты периодически вынуждены покупать дорогостоящие онкопрепараты за свой счет фиксировались активистами Народного фронта. При этом, возмещение потраченных средств, сумма которых иногда доходит до 100 тыс. рублей, сегодня возможно только в судебном порядке.
Однако одной из самых важных задач, которая требует не финансовых, а управленческих решений, была названа коммуникация между больным и онкологической службой столицы. Надо организовать эффективное информирование, а помощь в этом могут оказать некоммерческие и пациентские организации.
«Запуская мониторинг, мы поставили себе задачу попытаться понять проблему с точки зрения пациентов, их родственников, - рассказала автор исследования, эксперт Народного фронта Ольга Гольдман, - Выяснилось, что такие простые вещи, как спокойный разговор с компетентным доктором помогают онкобольным легче справляться с недугом. Это не требует больших затрат, но требует совершенно иного подхода к больному человеку».
Представители Департамента здравоохранения отметили исключительную ценность обратной связи с пациентами, и высказали ряд обещаний. Так, будет решен вопрос в постановке на учет по месту фактического проживания, требование постановки на учет по месту прописки будет исключено.
«Сегодня на площадке Народного фронта Москвы состоялся конструктивный диалог между специалистами, пациентами и представителями здравоохранения столицы. Мы показали взгляд пациента на ситуацию - этот взгляд не всегда клинически верен, но его нельзя сбрасывать со счетов. Пациентоориентированность должна стать приоритетным направлением в медицине», - сказала Ольга Гольдман.